«Шуша» Витторио де Сика

(Киноклуб от 7 сентября 2022 года)

Для начала разберемся, что такое неореализм, в эстетической парадигме которого был снят фильм. 

Итальянский неореализм как культурное движение возник в Италии в послевоенные годы, что определило его основные этические и эстетические черты. 
Киноиндустрия, как и вся страна, пребывала в упадке, не было не только денег, но и студий, и декораций, словом, ничего, что могло бы создать искусственную реальность. Не было ничего, кроме кинокамеры и кусков разнородной пленки; и это спровоцировало убежденность режиссера в том, что единственным объектом, достойным внимания является сама реальность. Поэтому деятели кино снимали то, что видели каждый день — послевоенную разруху, бедность, культурный упадок и людей, которые пытались выживать в очень тяжелых условиях. «Я наконец увидел окружающее и понял, что всякий уход от действительности означает предательство», — пишет сценарист фильма «Шуша » Чезаре Дзаваттини. 

Следствием документальной ориентированности неореализма является то, что режиссеры отказывались от четко прописанного сценария и от профессиональных актеров, давая таким образом реальности самой рассказывать историю. «Никакой уступки красивости«, — эта фраза стала девизом нового кино. 

Фильм «Шушà» был снят в Риме на следующий год после окончания войны. Режиссер Витторио де Сика сделал главными героя своей картины двух мальчиков, зарабатывающих на жизнь чисткой обуви (отсюда и название фильма — «Sciuscià» дословно с английского переводится «чистить обувь» — shoe shine). Выросшие слишком рано, они должны кормить себя и своих близких. Но у них есть мечта — купить белоснежного коня Берсальере. И чтобы осуществить эту мечту, ребята соглашаются совершить небольшое преступление — продать ворованные американские одеяла, за что они и попадают в тюрьму для несовершеннолетних. 

«Шуша» Витторио де Сика, image №1

Как уже говорилось, неореалисты старались снимать свои фильмы в самых естественных условиях и декорациях. И, к сожалению, тюрьма для детей была самым обычным местом — неизбежным атрибутом послевоенной реальности. Там Джузепе и Паскуале — главные герои фильма — оказавшись в разных камерах, знакомятся с другими такими же ребятами, которые были вынуждены совершать преступления, чтобы выжить в совсем недетских условиях. 

В новом окружении и с новыми людьми отношения между некогда лучшими друзьями портятся. Мальчики проходят через много испытаний, и их дружба постепенно перерастает в ненависть. Режиссер показывает, что в мире все поменялось местами. Дети становятся взрослыми, тюрьма — школой жизни, мечта — трагедией, дружба — ненавистью. 

И, завершая свой фильм достаточно пессимистично, автор картины даёт понять зрителю, что война не закончилась вместе с падением фашистского режима. Она осталась на улицах города в виде сотен голодных ребят — чистильщиков обуви, которые так и не узнали, что такое детство.

Автор материла: Екатерина Базарова