Семь строителей русских столиц

Антон Фрязин или дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог. В 1580-ых ему предложили начать строительство Московского Кремля, точнее две его башни- ТайницкуюиВодозводную.

Ридольфо Аристотель Фьораванти. О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут». Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством. Фиораванти не только построил Успенский собор в Московском Кремле, но и в качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь, отливал колокола, чеканил монеты.

Пьетро Антонио Солари стал первым официальным главным архитектором Москвы. Солари отказался от нескольких значительных проектов в Италии и приехал из Милана в Москву по приглашению Ивана III в 1490 году.
Работа началась с того, что стену белокаменного Кремля постепенно разобрали и вместо нее поставили новую уже из красного кирпича. Согласно летописям, стены и башни Кремля возводились в течение 10 лет (в 1485-1495 годах) под руководством четырех архитекторов: Антона Фрязина, Марко Фрязина, Петра Фрязина и Алевиза Фрязина Старого (в то время «фрягами» или «фрязинами» называли итальянцев). Так что под фамилией Фрязины значились Антонио Джиларди, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Алоизио да Каркано. За свое недолгое пребывание в Москве Солари построил Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую башни Кремля и вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты, после чего скончался в 1493 году.

Доменико Андреа Трезини стал первым архитектором Санкт-Петербурга с 1703 года. Именно он заложил основы европейской школы в русской архитектуре. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

Антонио Ринальди был приглашён в Россию в 1751 к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III. Ему принадлежит строительство Большого Гатчинского дворца.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги приехал в Санкт-Петербург в 1780 году по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Им построены Английский дворец в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.

Карл Иванович Росси, уроженец Неаполя, отправился искать счастья в России в 1795 году, поступив на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» в Санкт-Петербурге. Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.