В рамках дискуссионного клуба «Кино Италии» прошла очередная беседа по вопросам истории развития итальянского кинематографа и анализ фильма Лукино Висконти «Чувство» на основе его фрагментов.
Начнем с краткого экскурса в историю итальянского кинематографа, напомним, что в 1985 году Ф.Альберини впервые в Италии взял патент на съемочный аппарат – кинематограф. В 1904 в Турине создана студия короткометражных фильмов. На этой студии работали известные режиссеры, такие как А.Амброзио, Р.Оменья и др. В 1905 г. в Риме Ф.Альберини и Д.Сантони основали собственную киностудию, которую в дальнейшем назовут «Чинес». В 1906 г. возникли еще новые киностудии и стали выпускаться художественные фильмы. Была отснята серия картин с массовыми сценами по исторической тематике. В 1909 году открылись первые кинотеатры в Риме и Флоренции.
Наибольшего расцвета немое кино достигло в 1913 г., когда было создано около 500 фильмов. В это время работали такие режиссеры как М.Казарини, П.Маджи, Дж.Пастроне и др. Одним из успешных «фильмов колоссов» стал фильм Дж.Пастроне «Кабирия», который мы анализировали на предыдущей встрече в феврале. В 1914 — 1915 годах стали сниматься фильмы по известным в то время пьесам и романам.
В годы Первой Мировой Войны итальянский кинематограф испытывал кризис, усилилась конкуренция немецкой и американской кинематографии.
Некоторое возрождение итальянского кинематографа наметилось в 1930 году с появлением звукового кино и выпуском музыкальных фильмов по экранизации опер с участием известных итальянских певцов, фильмов-биографий знаменитых композиторов, которые стали популярны и за рубежом.
Кино становилось искусством, так как кинематограф создавал идеальные условия и необозримый простор творчеству за счет использования спецэффектов и создания нереальных пространств и иллюзий. Италия была страной первого авангардного кинематографа, однако большинство футуристических фильмов 1936-1943 гг. было утеряно.
Одним из ярких представителей итальянского кинематографа является Л.Висконти. Он воспринимается как классик мировой культуры XX века, который много сделал не только для кино, но и для драматического театра и оперной сцены. Л.Висконти был одним из основоположников неореализма, в этом жанре была выдержана его первая картина – «Одержимость». Однако сам Л.Висконти был очень противоречив, будучи одним из самых титулованных аристократов Европы, носитель фамилии упомянутой в «Божественной Комедии» Данте, потомок миланских герцогов, правивших Миланом в ХIII-XY веках, выросший в роскоши, он в конце 1930-х годов заражается левыми идеями и, вернувшись из Парижа в фашистскую Италию, вступает в ряды сопротивления и делает из своей виллы подпольный антифашистский штаб. До конца жизни он оставался рафинированным аристократом и приверженцем коммунистических идей.
Как уже отмечалось, итальянский кинематограф в начале XX века развивал традицию оперного искусства хорошо понятного итальянцам и создавал зрелищные фильмы с большим размахом, неореализм оттеснил эту тенденцию.
Л. Висконти в фильме «Чувство» придал новый художественный импульс этой традиции итальянской культуры. Оперность (высокое зрелище) стала базовым принципом его киностиля. Л.Висконти — тонкий ценитель красоты и гармонии. В своих произведениях режиссер гармонично соединил драму, музыку, архитектуру. Картину «Чувство» Л.Висконти снял в 1954 г., по жанру это острая мелодрама, по форме это грандиозное, красочное зрелище. Комментируя свой режиссерский замысел, Л. Висконти подчеркивал, что фильм «Чувство» напрямую зависит от его театрального опыта и начало картины ярко это подтверждает. Фильм начинается с представления оперы на сцене, которая переходит в сюжет реально показываемого фильма. Фильм создан по одноименному произведению Камилло Бойто (1882г.). Действие происходит в последние дни австро-венгерской оккупации в Италии. Страсть, связывающая графиню Ливию и австрийского лейтенанта Франца Малера, вынуждала графиню к многочисленным душевным и материальным жертвам, однако их любовь обесценилась из-за фальши и корыстного расчета. Л.Висконти высветил проблему угасания духовности в высших слоях общества, носителями которой, в лучшие времена, как раз и была аристократия.