Луиджи Пиранделло
– всемирно известный итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934.
Родился Пиранделло 28 июня 1867 в Джирдженти (ныне Агридженто, Сицилия) в семье преуспевающего владельца серного рудника. Закончив гимназию в Палермо, поступил в Боннский университет и в 1891 защитил диссертацию по романской филологии. Вернувшись в Италию, женился на Антониетте Портулано, дочери компаньона отца, и поселился в окрестностях Рима. Хотя ранее он опубликовал несколько стихотворений, его профессиональная литературная деятельность началась с выходом в свет сборника новелл «Любовь без любви» («Amori senza amore», 1894).
В 1903 отцовский рудник был разрушен наводнением, и писатель остался без средств к существованию. В том же году Антониетта серьезно заболела. Пиранделло переехал в квартал победнее и стал преподавать в женском колледже. Свободное время занимали творчество, частные уроки и уход за женой. Несмотря на трудности, его литературная деятельность в ту пору была очень плодотворной. За романом «Покойный Маттиа Паскаль» («Il fu Mattia Pascal,» 1904) последовали еще три, в т.ч. автобиографический «Старые и молодые» («I vecchi e i giovani», 1909) и «Снимается кино» («Si gira», 1915), а также восемь книг новелл.
В 1915 Пиранделло написал пьесу «Если это не так…» («Se non e’ cosi’»), позднее названную» Право для других» («La ragione degli altri»). Она была хорошо принята критикой, и между 1913 и 1923 Пиранделло написал еще 13 пьес, в том числе три самых значительных – «Это так» («если вам так кажется») («Cosi’ e’ (se vi pare»), 1917), «Шесть персонажей в поисках автора» («Sei personaggi in cerca d’autore» 1921) и «Генрих IV» («Enrico IV», 1922). В 1925 Пиранделло основал театральную труппу, которая затем гастролировала с его пьесами по Европе и Америке. Умер Пиранделло в Риме 10 декабря 1936.
Сюжеты Пиранделло допускают вызывающе большое количество истолкований, хотя и обращаются к одним и тем же темам: запросы общества, хрупкость личности и относительность правды. Иногда эти темы трактуются в саркастическом, иногда в трагическом ключе.
Пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» ставит вопрос «Что есть реальность?» – и не дает на него ответа. Спектакль начинается без декораций, на сцене директор готовит к постановке пьесу Пиранделло. Из пустого зрительного зала появляются шесть «персонажей», заявляющих, что их историю следовало бы рассказать. Персонажи распределяются между актерами как «роли». По ходу действия персонажи, все более недовольные игрой актеров, постепенно переходят на сцену. Там они играют свою собственную драму с жестоким, трагическим концом. Таким образом они выходят из вымысла в реальность, или, наоборот, их «вымысел» вытесняет «реальную» сцену – директора, актеров и всех прочих. В «Генрихе IV» герой, сойдя с ума, выстраивает вокруг себя иллюзорный мир. Но даже излечившись от сумасшествия, он вынужден до конца дней притворяться больным, поскольку обстоятельства препятствуют его возвращению в мир реальный.
Пиранделло написал шесть романов. Кроме уже названных, это «Отвергнутая» («L’esclusa», 1901), «По очереди» («Il turno»», 1902) и «Один, ни одного, сто тысяч» («Uno, nessuno e centomila», 1926). Самый известный роман – «Покойный Маттиа Паскаль». В нем молодой человек, пользуясь тем, что официально его признали мертвым, пытается начать новую жизнь, но вскоре устает от двусмысленности своего положения и возвращается домой – где его никто не ждет. Ему остается единственная роль – «Покойного Маттиа Паскаля». Более 300 новелл Пиранделло составили цикл «Новеллы на год», многие из них – о жизни на родной Сицилии. Он выпустил также сборник стихов «Радостная боль» («Mal giocondo», 1889), писал критические работы, среди которых статья «Искусство и сознание сегодня» («Arte e coscienza d’oggi», 1893) и трактат «О юморизме» («L’Umorismo», 1908).