Лавры и тернии на пути итальянской оперы в Россию

Триумф итальянской музыки в Российской Империи XVIII века определяли имена знаменитых оперных композиторов и капельмейстеров Франческо Арайя, Винченцо Манфредини, Бальдассаре Галуппи, Томмазо Траэтта, Доменико Чимароза, Джованни Паизиелло, Джузеппе Сарти. Однако мало кто знает, что задолго до них, еще в молодость Петра I, между Италией и Россией уже зарождались музыкальные связи, при Анне Иоанновне в Петербург стали приглашать лучше театральные кадры из Неаполя и Венеции, а в правление Елизаветы начался даже «экспорт» воспитанных в России музыкантов в Европу. Кто из итальянцев первым делал аранжировки русских песен? Чем венецианский певец снискал любовь и гнев Петра Великого? Почему итальянских артистов везли из Дрездена в Петербург под конвоем? Как скрипач стал шутом и за что обер-гофмаршал возненавидел оперного капельмейстера? Под какую арию плакала Елизавета Петровна в присутствии 4-тысячной толпы? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей лекции о ключевых моментах русско-итальянской музыкальной дружбы в XVIII веке, в сопровождении чарующих звуков старинных оперных арий.

На картине – изображение Зимнего Дворца Петра I, в котором поселили итальянских оперных музыкантов в 1730-е годы.