«Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (итал. «I soliti ignoti» — «Как обычно, неизвестны») — кинофильм итальянского режиссёра Марио Моничелли. Вышел в прокат в 1958 году, в 1959 получил премию Оскар и с тех пор входит в сборник 100 лучших фильмов Италии.

Удивительной была судьба режиссёра: Марио Моничелли родился в 1915 году, в Риме. Его отец, Томазо Моничелли, был журналистом, директором газет «Il Resto del Carlino» и «Avanti!», а также театральным критиком и драматургом. Помимо Марио, в семье было ещё трое сыновей: Джорджио, переводчик и редактор, Фурио, писатель (в то время он добился хорошего успеха с Романом Il giesuite perfetto), и Мино, который был журналистом, писателем и сценаристом. Марио Моничелли провёл свое детство в Риме, затем переехал в Виареджо, учился в гимназии и двухгодичной средней школе в Прато, затем он поселился в Милане, где закончил среднюю школу и начал учебу в университете. В это время он сделал свои первые шаги в области журналистики и критики литературы и кино: в ней он с неодобрением относился к итальянским фильмам, предпочитая им американские и французские.
В 1934 году Моничелли снял свой «первый кинематографический эксперимент» – фильм «I ragazzi di via Pal» («Мальчики с улицы Пал»), провалившийся в прокате. Три года спустя, в 1937, Моничели выпускает фильм «Pioggia d’estate» («Летний дождь»), в котором выступил в роли автора идеи, режиссёра и сценариста. «I soliti ignoti» или, как их переводят на русский язык «Злоумышленники, как всегда, остались незамеченными», создаётся уже Моничелли после 20-летнего опыта за плечами. При съёмках фильма режиссёр пользовался имеющейся в его распоряжении базе неореализма – течения в итальянском кинематографе, возникшем в середине 40-х годов XX века. Неореализм отражает жизнь итальянцев после войны: сцены обыденной жизни переплетаются в нём с трагедией простых людей. Почти в одно время со «Злоумышленниками» создаются такие оскароносные шедевры, как «Рим, открытый город», «Рим в 11 часов» или «Похитители велосипедов»: все они настолько же велики, насколько и трагичны.

Что касается «Злоумышленников», в них Моничелли берёт каноны неореализма и создаёт из них то, что мы сегодня понимаем под «Commedia all’italiana» – зрелищный синтез комедии и драмы. Действие происходит в Риме, и главными героями оказываются воры, причём все неримского происхождения – Козимо (угонщик автомобилей) из Болоньи, Ферриботте из Сицилии, все остальные тоже не представляют коренное римское население. Благодаря тому, что речь идёт о шайке бандитов, фильм становится зачинателем нового жанра под названием caper movie, то есть «фильм о преступлении», где в центре оказываются не детективы или полицейские, а сами преступники. Мы изначально знаем, кто виновник происшествия, и теперь с интересом наблюдаем за тем, как путается следствие. Спутанная мораль киноленты отлично вяжется с её комедийной составляющей – пытаясь провернуть ограбление, команда попадает во множество забавных ситуаций, что помогает нам немного абстрагироваться от безнравственности их действий. В то же время в фильме есть место и трагедии – один из главных героев внезапно погибает в середине сюжета. И, что также немаловажно, фильм не стремится оправдать злодияния тех, о ком он повествует: в итоге бандиты остаются ни с чем. В отличие от «Похитителей велосипедов», «злоумышленники» не являются жертвами обстоятельств и идут на преступление из-за своей дурной натуры и жажды наживы, над которыми фильм Марио Моничелли предлагает нам посмеяться.
