Друзья, приглашаем вас на нашу субботнюю лекцию!
Гончаров и Данте — фигуры, казалось бы, несопоставимые. Во всяком случае, имя русского писателя-фламандца и создателя образа ленивого Обломова рядом с Данте если уж и можно поставить, то в самую последнюю очередь. Русский образ Данте обычно ассоциируется с романтиками, с Пушкиным, Гоголем, с символистами… с кем угодно, но только не с Гончаровым. А зря.
Мы постараемся в ходе лекции познакомиться с творческими замыслами Гончарова, узнать о его давнем, еще со времен Московского университета, интересе к Данте, который был, несомненно, пробужден замечательными лекциями Степана Петровича Шевырева, одного из первых в России специалистов по творчеству Данте. Мы увидим, как романы писателя — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» — задумывались и создавались Гончаровым под влиянием интерпретаций Данте, которые предлагал Шевырев, и как в результате в России, в середине XIX века, была написана романная трилогия, или «тройственная поэма» русской жизни, где была решена главная задача: пробуждения современного человека, заблудившегося в темном лесу жизни, к жизни Новой — под влиянием Мудрости Небесной, или Беатриче.
Мы узнаем, как устроен, согласно Гончарову, современный ад, как туда попадают люди и можно ли оттуда выбраться. Разберемся, что делал Обломов для того, чтобы не сорваться в «бездну» ада и чтобы пробудиться, и почему ему это не удалось, и, может быть даже, успеем поговорить о том, почему Райский из романа «Обломов» оказался «проснувшимся Обломовым», и вообще поразмышляем, можно ли современному человеку, согласно Гончарову, достичь благобытия и спастись, как это когда-то удалось герою «Божественной Комедии» Данте.